#этоинтересно
"Кушать хочется всем, а нот всего семь"
Знатоки любят указывать, кто у кого из какой песни украл музыку. Однако фанаты отказываются верить, что их любимая песня, которая казалась им гениальным шедевром, на самом деле тупо слизана с уже существующей.Аргументом «нот всего семь» фанат пытается доказать нам, что сходство между копией и оригиналом — это случайность. Однако в 95% случаев сходство музыки оказывается плагиатом, что особенно широко распространено в нашей стране.
Чисто математически: нот всего семь, а вот вариаций, которые можно слепить из двух нот - 49, из трёх - 343, из четырёх - 2401 и так далее.
"Cуществует всего семь нот. Неудивительно, что много похожих мелодий"
На самом деле последовательность нот — совсем не главное. Если сыграть их в другом регистре (сильно выше или сильно ниже) и на другом инструменте, то непрофессионал вполне-таки скажет, что мелодия другая, а если ещё и поменять ритм — то и профессионала можно запутать.В случае плагиата воруется, как правило, или песня целиком, или самая главная фишка, типа основного гитарного риффа. Но фанаты это оправдывают аргументом про "семь нот", не понимая сути написания музыки.Если бы все было так просто, то уже давным давно все более менее годные композиции были бы придуманы.
"В суде Вены слушалось дело двух композиторов. Один обвинял другого в том, что тот украл у него мелодию. В качестве эксперта пригласили приехавшего туда ненадолго Сен-Санса. Когда тот ознакомился с обеими партитурами, судья спросил:
— Итак, господин эксперт, кто же все-таки потерпевший?
— Жак Оффенбах."
По законам нашей страны для обличения в плагиате необходимо последовательное совпадение шести нот. То есть, если взять любую мелодию (хоть гимн Советского Союза) и через каждые пять нот вставлять какую-то другую, отличающуюся от оригинала, правообладатель ничего сделать с этим не сможет, хотя даже коровы на лугу услышат и узнают знакомую музыку. Также неоднозначной является ситуация с транспонированием, ведь ноты после этого формально становятся другие, а мелодия остаётся та же (притом, люди без абсолютного слуха на первый «взгляд» даже не заметят разницы).
Плагиата много. Плагиатчиков очень много. Но есть также следующие вещи, не могущие считаться плагиатом в полном смысле этого слова (хоть от этого и не легче):
-Банальное совпадение. Да, да, бывает часто. И не потому что нот всего семь, а потому что люди, слушающие музыку в больших количествах (не говоря уже о выпускниках консерваторий) таки заражаются некоторыми шаблонами, и свою музыку пишут под их влиянием. Поэтому ни один композитор, сочинивший хорошую мелодию, не может быть уверен, что две недели назад что-то похожее не написал кто-то в другом городе (а то и вообще, двести лет назад в другой стране).
-Криптомнезия. Это такая коварная особенность человеческой памяти, заключающаяся в забывании источника информации. То есть, применительно к теме, человек может услышать мелодию, затем начисто её забыть (но в кэше памяти она при этом остаётся), и потом, спустя какое-то (иногда весьма продолжительное) время её «придумать». При этом сам он не будет догадываться о том, что не является автором музыки.
-Стилизация. В любом узком жанре музыки есть стандарты. Существуют блюзовые стандарты (как в ритмике, так и в соло), золотая секвенция в классике. Два ярких примера «бардовская» песня и блюз (разбираться кто у кого, что именно спёр, и кто всё первым придумал является уделом узкого круга специалистов). Стоит также вспомнить большинство хитовых фолковых песенок шестидесятых и семидесятых годов, многие из которых в буквальном смысле держатся на семи аккордах (A, Am, C, D, G, E, F), а также такие интересные музыкальные явления, как прогрессия I–V–vi–IV, на которую так охотно опирается поп-музыка по сей день.
Также за плагиат можно принять похожие по темпу, инструментам и прочему песни, но называть это плагиатом будут только непрофессионалы без музыкального слуха, которые просто не слышат разницы.
Всё вышеперечисленное является большой головной болью композиторов, пишущих не в стиле авангарда и при этом не потерявших окончательно совесть. В принципе, композитор никогда не может быть спокоен относительно оригинальности своей музыки, и такие товарищи регулярно капают на мозги родным и близким друзьям с вопросом «послушай, это ни на что не похоже?»
Существуют легенды, что Маккартни несколько дней насвистывал и напевал всем знакомым мелодию «Yesterday», допытываясь, не слыхал ли её кто-нибудь где-нибудь раньше, и только потом сделал из неё знаменитую песню.
Вот вам несколько известных примеров плагиата,или так называемого "семплирования"